Как получить цвет берлинской лазури смешать

История появления названия

Доподлинно о месте, где получена берлинская лазурь впервые, не известно. Предположительно, это случилось в начале 18 столетия в городе Берлине. Отсюда и название вещества. А получил его немецкий мастер Дизбах, который разрабатывал красящие вещества. Он экспериментировал с карбонатом калия и однажды раствор солей железа и поташ (второе название карбоната) дал неожиданный, просто великолепный синий цвет.

Чуть позже Дизбах обнаружил, что использовал прокаленный поташ, который находился в сосуде, испачканном бычьей кровью. Дешевый способ, которым была получена железная лазурь, а также ее устойчивость к кислотам, насыщенность оттенка и широта использования сулили огромные прибыли производителю. Неудивительно, что Дизбах сохранил в тайне, как производится берлинская лазурь. Получение ее через 20 лет раскрыл Джон Вудворд.

Характеристики

Берлинская лазурь представляет собой микрокристаллический порошок синего цвета. Он нерастворим, но кристаллиты имеют тенденцию образовывать коллоид . Такие коллоиды могут проходить через фильтры тонкой очистки. Несмотря на то, что берлинская лазурь является одним из старейших известных синтетических соединений, ее состав долгие годы оставался неопределенным. Его точное определение осложнялось тремя факторами:

  • Берлинская лазурь крайне нерастворима, но также имеет тенденцию к образованию коллоидов.
  • Традиционные синтезы имеют тенденцию давать нечистые композиции.
  • Даже чистая берлинская лазурь имеет сложную структуру и не поддается стандартному кристаллографическому анализу.

Кристальная структура

Координационные сферы Fe в идеализированной берлинской голубой

Элементарная ячейка берлинской лазури, со всеми сайтами занята. Фактически, четверть Fe (CN)6 группы, показанные случайным образом, будут отсутствовать, давая в среднем только 18 ионов цианида (а не показанные 24) и три атома двухвалентного железа.

Химическая формула нерастворимого берлинской лазури является Fe7(CN)18 ·  X H2O , где x  = 14–16. Структура была определена с помощью ИК-спектроскопии , мессбауэровской спектроскопии , рентгеновской кристаллографии и нейтронной кристаллографии . Поскольку дифракция рентгеновских лучей не позволяет легко отличить углерод от азота в присутствии более тяжелых элементов, таких как железо, расположение этих более легких элементов определяется спектроскопическими средствами, а также путем наблюдения расстояний от центров атомов железа.

PB имеет структуру гранецентрированной кубической решетки с четырьмя атомами железа III на элементарную ячейку. «Растворимые» кристаллы ПБ содержат межузельный калий.+ионы; у нерастворимого PB вместо этого есть промежуточная вода. В идеальных нерастворимых кристаллах PB кубический каркас построен из последовательностей Fe (II) –C – N – Fe (III) с расстояниями Fe (II) –углерод 1,92 Å и Fe (III) – азотом 2,03 Å. Четверть позиций Fe (CN)6субъединицы (предположительно случайным образом) пусты (пустые), оставляя в среднем три таких группы на элементарную ячейку. Вместо этого пустые узлы азота заполнены молекулами воды, которые координированы с Fe (III).

Элементарная ячейка берлинской лазури определяется дифракцией нейтронов с кристаллографический неупорядоченными молекулами воды как в позициях ионов цианида , так и в пустом пространстве каркаса. Опять же, четверть Fe (CN)6показанные группы будут отсутствовать. Эта иллюстрация накладывает обе возможности на каждом участке — молекулы воды или ионы цианида.

Центры Fe (II), которые являются низкоспиновыми , окружены шестью углеродными лигандами в октаэдрической конфигурации. Центры Fe (III), которые являются высокоспиновыми , октаэдрически окружены в среднем 4,5 атомами азота и 1,5 атомами кислорода (кислород из шести скоординированных молекул воды). Около восьми (межузельных) молекул воды присутствуют в элементарной ячейке либо в виде изолированных молекул, либо в виде водородных связей с координированной водой.

Состав, как известно, варьируется из-за наличия дефектов решетки, что позволяет ему гидратироваться в различной степени, поскольку молекулы воды включаются в структуру и занимают катионные вакансии. Изменчивость состава берлинской лазурки объясняется ее низкой растворимостью , что приводит к ее быстрому осаждению без времени для достижения полного равновесия между твердым веществом и жидкостью.

Цвет

Берлинская лазурь сильно окрашена и имеет тенденцию к черному и темно-синему цвету при смешивании с масляными красками . Точный оттенок зависит от метода приготовления, от которого зависит размер частиц. Интенсивный синий цвет берлинской лазури связан с энергией переноса электронов от Fe (II) к Fe (III). Многие такие соединения со смешанной валентностью поглощают определенные длины волн видимого света, возникающие в результате межвалентного переноса заряда . В этом случае поглощается оранжево-красный свет с длиной волны около 680 нанометров , и в результате отраженный свет выглядит синим.

Как и большинство цветных пигментов , берлинская лазурь не может точно отображаться на экране компьютера. PB является электрохромным — при восстановлении меняет цвет от синего до бесцветного . Это изменение вызвано восстановлением Fe (III) до Fe (II), что устраняет межвалентный перенос заряда , вызывающий цвет берлинской синей.

Примечания

  1. Kerrn aller Fridrichs=Städtschen Begebenheiten Manuskript, Berlin, 1730 (Berlin, Staatsbibliothek zu Berlin – Preußischer Kulturbesitz, Handschriftenabteilung, Ms. Boruss. quart. 124)
  2. Мишель Пастуро. «История цвета: Синий». Москва. Новое литературное обозрение. 2017 год
  3. Радиоэкологические аспекты животноводства (последствия и контрмеры после катастрофы на Чернобыльской АЭС) / Ильязов Р. Г., Алексахин Р. М., Корнеев Н. А., Сироткин А. Н. и др.; Под общ. ред. Ильязова Р. Г. — Гомель: «Полеспечать», 1996. — с. 110.
  4. Субботин Александр Павлович. Чай и чайная торговля в России и других государствах: Производство, потребление и распределение чая». — Издание А. Г. Кузнецова. — СПб.: типография Северного телеграфного агентства, 1892 год.

Производство [ править ]

Берлинская лазурь производится окислением солей ферроцианида двухвалентного железа. Эти белые твердые частицы имеют формулу M2Fe [Fe (CN)6] где M+= Na+или K+. Все железо в этом материале является двухвалентным, отсюда отсутствие глубокого цвета, связанного со смешанной валентностью. Окисление этого белого твердого вещества перекисью водорода или хлоратом натрия дает феррицианид и берлинскую лазурь.

«Растворимая» форма, K [Fe III Fe II (CN)6] , который действительно является коллоидным , может быть получен из ферроцианида калия и железа (III):

K++ Fe3++ [Fe II (CN)6]4−→ KFe III [Fe II (CN)6]

Подобная реакция феррицианида калия и железа (II) приводит к тому же коллоидному раствору, потому что [Fe III (CN)6]3− превращается в ферроцианид.

«Нерастворимая» берлинская лазурь образуется, если в указанных выше реакциях присутствует избыток Fe3+ добавлен:

4 Fe3++ 3 [Fe II (CN)6]4−→ Fe III [Fe III Fe II (CN)6]3 

Несмотря на то, что его получают из цианидных солей, берлинская лазурь не токсична, поскольку цианидные группы прочно связаны с железом. Другие полимерные цианометаллаты также стабильны и обладают низкой токсичностью. [ необходима цитата ]

Синий Тернбулла

Ион феррицианида , используемый для получения синего цвета Тернбулла.

Раньше считалось , что добавление солей железа (II) к раствору феррицианида давало материал, отличный от берлинской синей. Продукт традиционно получил название «Синий Тернбулла» (TB). Однако методы дифракции рентгеновских лучей и дифракции электронов показали, что структуры PB и TB идентичны. Различия в цветах TB и PB отражают незначительные различия в методах осаждения, которые сильно влияют на размер частиц и содержание примесей.

Как получить оттенки синего цвета

К основным оттенкам синего, встречаемых в палитрах масляных красок относятся: кобальт синий, ультрамарин, голубая ФЦ. В гуаше исходный синий представляют оттенки: лазурь, ультрамарин, синяя спектральная. В палитре акварели — это берлинская лазурь, синяя, ультрамарин.

Встречаются так же различные вариации этих цветов от светлого к темному. Такие краски помогают создать огромнейшую палитру оттенков синего спектра путем добавления других цветов, таких как черный, белый, желтый, зеленый и др..

В качестве наглядного примера разберем, как сделать популярные оттенки синего, смешивая различные цвета.

Как получить голубой цвет из красок

Голубой – это светло-синий цвет, который вызывает чувство умиротворенности и спокойствия. Чтобы получить оттенки небесного цвета, необходимо добавить белую краску к синему оттенку. В зависимости от пропорции, цвета получаются от темно до бело голубого.

Если к голубому цвету добавить черного на кончике кисти, а лучше серого, чтобы не переборщить с темным, получается красивый серо-голубой оттенок.

Капля фиолетового придаст голубому красивый теплый тон. Получается цвет неба при закате солнца. Вместо фиолетового можно использовать розовый. Цвет будет светлее и менее интенсивным.

Еще один способ получения универсального голубого цвета заключается в следующем: надо к 2 частям синей краски добавить 1 часть бирюзовой и 3 части белой.

Васильковый цвет

Васильковый – необычный, и очень красивый оттенок синего или темно-голубого с фиолетовым подтоном.

Способ его получения может быть следующим:

В синий цвет добавляют по каплям фиолетовый, красно-коричневый и черный. Работать нужно очень аккуратно. С точки зрения пропорций, фиолетового нужно немного больше, чем коричневого и черного, но в разы меньше, чем синего. С точки зрения последовательности получения, рекомендуем:

  • сначала в синюю основу добавить каплю черного и каплю красно-коричневого;
  • взять фиолетовый и постепенно вводить его в полученную смесь до нужного оттенка;
  • придать нежности поможет как всегда белая краска.

Как получить темно-синий цвет

Насыщенные оттенки можно купить в чистом виде. Так, в масляных красках и акварели фирмы «Мастер класс» – это кобальт синий спектральный, индиго или ультрамарин темный, который отличается от первого наличием остаточного фиолетового тона. В гуаше компании «Гамма» – это лазурь.

Если в палитре нет базовых оттенков темно-синего, или же стоит задача получить более темные колеры, можно добавить каплю черного для затемнения. Получение других благородных тонов насыщено-синего цвета представлены ниже.

Королевский синий: в синий цвет добавить каплю зеленого и каплю черного. Тщательно размешать.

Темный серо-синий цвет: в 2 части основного цвета добавить 1 часть коричневого.

Берлинская лазурь: соединить зеленую краску с выраженным желтым подтоном, например травяную зеленую в масляных красках, с классическим синим цветом в соотношении 1:1.

Ультрамариновый цвет: в синий добавляют пару капель фиолетового.

Индиго

Индиго – оттенок синего, который по спектру находится между темно-синим и фиолетовым. Название произошло от одноименного растения, растущего в Индии. Из него добывают соответствующий краситель.

Как получить цвет индиго, однозначного ответа нет, так как он имеет несколько оттенков в зависимости от выраженности в нем фиолетового тона.

Поэтому, при получении одного из варианта индиго последовательность действия такая:

  1. К синей краске (желательно Голубой ФЦ, если это масло) добавить по каплям черную до нужной темноты;
  2. В полученную смесь, в случае необходимости, ввести фиолетовый тон, например кобальт спектральный до подходящего результата.

Многие производители выпускают данный краситель в своих наборах. Это относится к известной фирме «невская палитра», где и в акварельных «белые ночи» и в масляных «мастер класс» красках есть цвет индиго.

Используйте [ редактировать ]

Пигмент

Поскольку берлинская лазурь легко изготавливается, дешевая, нетоксичная и ярко окрашенная, она нашла множество применений. Он был принят в качестве пигмента очень скоро после его изобретения и почти сразу же широко использовался в масляной , акварели и крашении. Основное применение — пигменты: ежегодно производится около 12 000 тонн берлинской лазурной краски для использования в черных и голубоватых чернилах . Этот материал также содержится во множестве других пигментов. Инженерный синий и пигмент, образовавшийся на цианотипах, давали им общие названия чертежей . Некоторые мелки когда-то были окрашены в берлинскую лазурь (позже переименованную в полуночно-синий).). Это также популярный пигмент в красках. Точно так же берлинская лазурь является основой для воронения белья .

По данным обсерватории Европейского Союза по наноматериалам, наночастицы берлинской лазури используются в качестве пигментов в некоторых косметических ингредиентах .

Медицина

Способность ферроцинсодержащего по включению одновалентных металлических катионов (Me + ) делает его полезным в качестве изолирующего агента для некоторых токсичных тяжелых металлов . В частности, берлинская лазурь фармацевтического качества используется для людей, которые проглотили таллий (Tl + ) или радиоактивный цезий ( 134 Cs + , 137 Cs + ). По данным Международного агентства по атомной энергии , взрослый мужчина может съесть не менее 10 г берлинской лазурной в день без серьезного вреда. Пищевых продуктов и медикаментов СШАопределила, что «капсулы берлинской синей по 500 мг, изготовленные в условиях утвержденного нового лекарственного препарата, могут быть безопасным и эффективным средством лечения» в некоторых случаях отравления. Радиогардаза (берлинская лазурь в растворимых капсулах ) является коммерческим продуктом для удаления цезия-137 из кишечника , так косвенно из кровотока , вмешиваясь в энтерогепатическую циркуляцию цезия-137, сокращение времени внутреннего проживания (и воздействия) примерно на две трети. В частности, он использовался для поглощения137CS+от отравленных в результате аварии в Гоянии .

Пятно для железа

Морилка берлинская лазурь

Берлинская лазурь — распространенное пятно для гистопатологии, используемое патологами для обнаружения присутствия железа в образцах биопсии , например, в образцах костного мозга . Первоначальная формула красителя, исторически известная (1867 г.) как « берлинская лазурь Перлза » в честь ее изобретателя, немецкого патолога Макса Перлза (1843–1881), использовала отдельные растворы ферроцианида калия и кислоты для окрашивания тканей (теперь они используются вместе, незадолго до этого). окрашивание). Затем отложения железа в ткани образуют пурпурный прусский синий краситель на месте и визуализируются как синие или пурпурные отложения.

Машинистами и инструментальщиками

Инженерная лазурь , берлинская лазурь на масляной основе, — традиционный материал, используемый для нанесения пятен на металлические поверхности, такие как поверхностные пластины и подшипники, для очистки вручную . Тонкий слой невысыхающей пасты наносится на контрольную поверхность и переносится на выступы детали. Затем инструментальщик соскабливает камни или иным образом удаляет отмеченные выступы. Лучше всего берлинская лазурь, потому что она не будет истирать очень точные эталонные поверхности, как это могут делать многие измельченные пигменты.

В аналитической химии

Берлинская лазурь образуется в пробе берлинской синей на общие фенолы . Образцы и фенольные стандарты обрабатываются кислым хлоридом железа и феррицианидом, который восстанавливается фенолами до ферроцианида. Хлорид железа и ферроцианид реагируют с образованием берлинской синей. Сравнение поглощения при 700 нм образцов со стандартами позволяет определить общее количество фенолов или полифенолов .

Бытовое использование

Берлинская лазурь присутствует в некоторых препаратах для воронения белья , таких как синий цвет миссис Стюарт .

История

Большая волна у Канагавы к Хокусай, известное произведение искусства, в котором широко используется берлинская лазурь.

Пигмент берлинской голубой имеет важное значение, поскольку он был первым стабильным и относительно светостойкий синий пигмент будет широко использоваться после потери знаний о синтезе Египетский синий. Европейские художники ранее использовали ряд пигментов, таких как краситель индиго, смальта, и Тирийский фиолетовый, и чрезвычайно дорогой ультрамарин сделано из лазурит

Японские художники и художники по гравюраманалогично, у них не было доступа к долговечному синему пигменту, пока они не начали импортировать берлинскую лазурь из Европы.

Берлинская лазурь Fe7(CN)18 (также (Fe4[Fe (CN)6]3) · ИксЧАС2О), вероятно, впервые был синтезирован мастером краски Дисбах в Берлине около 1706 г. В большинстве исторических источников имя Дисбах не упоминается. Только Бергер называет его Иоганн Якоб Дисбах. Считается, что пигмент был создан случайно, когда Дисбах использовал поташ испорченный кровь создать немного красного кошениль краситель. Исходный краситель требовал поташа, сульфат железа, и сушеная кошениль. Вместо этого кровь, поташ и сульфат железа вступили в реакцию с образованием соединения, известного как ферроцианид железа, который, в отличие от желаемого красного пигмента, имеет очень отчетливый синий оттенок. Он был назван Preußisch Blau и Berlinisch Blau в 1709 году своим первым торговцем.

Пигмент заменил дорогой лазурит и был важной темой в письмах, которыми обменивались Иоганн Леонхард Фриш и президент Прусская Академия Наук, Готфрид Вильгельм Лейбниц, между 1708 и 1716 годами. Впервые он упоминается в письме Фриша Лейбницу от 31 марта 1708 года

Не позднее 1708 года Фриш начал продвигать и продавать пигмент по всей Европе. К августу 1709 года пигмент получил название Preussisch Blau; к ноябрю 1709 г. немецкое название Berlinisch Blau был впервые использован Фришем. Сам Фриш является автором первой известной публикации о берлинской синеве в газете. Notitia Coerulei Berolinensis nuper inventi в 1710 году, как следует из его писем. Дисбах работал на Фриша примерно с 1701 года.

На сегодняшний день Погребение Христа, датированный 1709 г. Питер ван дер Верфф (Картинная галерея, Сан-Суси, Потсдам) — самая старая известная картина, в которой использовалась берлинская лазурь. Около 1710 г. художники Прусский двор уже использовали пигмент. Примерно в то же время берлинская лазурь прибыла в Париж, где Антуан Ватто а позже его преемники Николя Ланкре и Жан-Батист Патер использовали его в своих картинах.

В 1731 г. Георг Эрнст Шталь опубликовал отчет о первом синтезе берлинской лазури. В повествовании участвует не только Дисбах, но и Иоганн Конрад Диппель. Дисбах пытался создать красный озерный пигмент из кошениль, но вместо этого получил синий в результате заражения поташ он использовал. Он позаимствовал калий у Диппеля, который использовал его для производства своих животное масло. Ни один другой известный исторический источник не упоминает Диппеля в этом контексте. Поэтому сегодня трудно судить о достоверности этой истории. В 1724 году рецепт был наконец опубликован Джоном Вудвордом.

В 1752 г. французский химик Пьер Ж. Маккер сделал важный шаг, показав, что берлинская лазурь может быть восстановлена ​​до соли железа и новой кислоты, которую можно использовать для восстановления красителя. Новая кислота, цианистый водород, впервые выделен из берлинской лазурной в чистом виде и охарактеризован в 1782 г. шведским химиком Карл Вильгельм Шееле, в итоге получил имя Blausäure (буквально «синяя кислота») из-за ее производного от берлинской синей, и на английском языке она стала широко известна как синильная кислота. ЦианидБесцветный анион, образующийся в процессе получения берлинской лазурной синевы, получил свое название от греческого слова, обозначающего темно-синий.

В конце 1800-х годов Раввин Гершон Хенох Лейнер, то Хасидский Ребе из Радзин, окрашенный Techeiles с берлинской лазурью. Несмотря на то, что некоторые подвергли сомнению его идентичность как techeiles из-за его искусственного производства, и если бы рабби Лейнер знал об этом, он бы отказался от своей позиции, что его краситель был techeiles, другие оспаривали это и утверждали, что раввин Лейнер не отказался бы.

С начала 18 века берлинский синий был преобладающим цветом униформы, которую носили пехотные и артиллерийские полки Прусская армия. В качестве Дункельблау (темно-синий), этот оттенок приобрел символическое значение и продолжали носить немецкие солдаты в церемониальных случаях и в нерабочее время до начала Первой мировой войны, когда его заменили зеленовато-серым полевым серым (Feldgrau).

Применение

В 18-19 веках гамбургскую синь применяли при производстве синих красок. Но они оказались неустойчивыми и разрушались под действием щелочной среды. Именно поэтому берлинская лазурь и не подходит для окраски штукатурки.

Сегодня милори применяется не очень широко. Чаще всего ее используют в печати, подкрашивают ею и полимеры, в частности полиэтилен.

В медицине вещество применяется как антидот при отравлении радионуклидами цезия и таллия.

Используют его и в ветеринарии. Если животные получают ежедневно небольшое количество лазури, то радионуклиды не откладываются в молоке, мясе и ливере. Использовалось это свойство после Чернобыля на территории России, Украины и в Беларуси.

Способы получения

Рецепт Джона Вудворда: кровь животного прокалить с карбонатом калия, добавить туда воду и раствор железного купороса, в котором предварительно растворили алюминиевые квасцы. В смесь добавить немного кислоты, тогда произойдет образование берлинской лазури. Позже химик Пьер Жозеф Макёр из Франции доказал, что любая часть останков отлично заменяет кровь, результат получается тот же.

Сейчас произвести лазурь берлинскую можно с помощью другого, «бескровного» метода. К нагретой желтой кровяной соли, растворенной в воде, добавляется железный купорос в виде раствора. В осадок выпадает белое вещество, которое синеет при воздействии на него воздуха. Это и есть берлинская лазурь. Чтобы ускорить процесс синения белого осадка, можно добавить немного кислоты или хлора.

В 1822 году Леопольд Гмелин, немецкий химик, получил красную кровяную соль, эмпирическая формула которой K3[Fe(CN)6], в ней степень окисления железа +3, а не +2, как в желтой кровяной соли. При реакции с сульфатом железа она также дает интенсивную синюю окраску. Полученное таким способом вещество в честь основателя фирмы «Артур и Турнбуль» назвали турнбулевой синью.

Только в XX веке доказали, что под разными названиями прячется одно вещество, полученное различными способами. Назовите вы его турнбулева синь или берлинская лазурь, формула будет одна и та же:

KFeIII[FeII(CN)6]·H2O,

где в кристаллической решетке атомы Fe2+ стремятся разместиться между углеродными атомами, а Fe3+ — между азотными.

Токсичность

Не является токсичным веществом, хотя в её составе и есть цианидный анион CN — , т. к. он прочно связан в устойчивом комплексном гексацианоферрат 4- анионе (константа нестойкости этого аниона составляет лишь 4·10 -36).

Оттенки синего цвета
Alice blue Лазурный Синий Cerulean Cerulean blue Кобальтовая синь Cornflower blue Dark blue Denim Dodger blue Индиго International Klein Blue

#F0F8FF

#007FFF

#0000FF

#007BA7

Лавандовый Ночная синь Navy blue Periwinkle Персидская синь Powder blue Прусская синь Королевский синий Сапфир Стальной синий Ультрамарин Светло синий

#B57EDC

#003366

#CCCCFF

Baby blue

Одним из эпохальных событий в истории современных красок является известное в мире изобретение — берлинская лазурь. Годом изготовления сегодня принято считать 1704 год, а изобретателем — красильщика из Берлина Бизбаха. Его открытие позволило получить поистине насыщенный и выразительный синий цвет, который безо всяких сомнений сразу же завоевал большую популярность и уважение не только у художников, но и у портных, а также строителей.

Своим появлением берлинская лазурь предоставила широкие возможности для разных областей ремесленничества: от изготовителей мебели до архитекторов.

Несомненно, данное этому оттенку название как нельзя лучше описывает его содержание. Ведь по глубине тона, оригинальности, насыщенности и яркости и правда очень много общего с лазурью, однако можно его назвать более спокойным и уравновешенным. Цвет по-настоящему стал «визитной карточкой» Берлина своего времени, который отличался тогда холодной и пасмурной атмосферой в своем совершенстве образов и форм.

Это наверняка самый яркий оттенок, который когда-либо ассоциировался бы с элитой и аристократией, именно по этой причине берлинская лазурь — это идеальный тон для гостиной, которая приобретает с ней очень богатый и презентабельный вид. Несомненно, за счет того, что данная краска имеет довольно сдержанную яркость, несущую умиротворение, а также уют и покой, этот цвет станет лучшим решением для оформления спальных комнат, при этом строгость и возвышенность позволит сделать интерьер любого кабинета или, к примеру, библиотеки более солидным и внушительным. Как уже было сказано, использование берлинской лазури имеет широкое применение в строительстве, сегодня очень популярным стало производить работы по декорированию окон. И это понятно, ведь берлинская лазурь — это превосходная краска для стекла, а не только для стен или мебели.

Сегодня существуют краски, которые нередко можно спутать с данным оттенком. Например, турнбулева синь. Однако она имеет ряд своих особенностей, которые зачастую значительно отличаются от берлинской лазури. Ведь за счет своих нежных и уникальных оттенков она очень хорошо гармонирует практически с любыми другими оттенками. Невероятную свежесть помещению сможет придать рисунок, что сделан цветом зеленного чая или, допустим, мяты по фону берлинской лазури. Если же для создания интерьера необходимо, чтобы он имел более изысканный и аристократичный вид, возможно добавление нежно-розового. Для эффектного и броского интерьера — добавление сомона, а лимонно-кремовый тон позволит несколько охладить обстановку. Для акцентирования возможно сочетание с приглушенными грушевыми или кофейно-молочными красками. Интерес создает привлечение в интерьер сочетаний с апельсиновым, бирюзовым или аквамариновым цветами.

В целом некогда изобретённый в Берлине красильщиком Бизбахом оттенок и сегодня пользуется огромным успехом, ведь он способен кардинально изменить привычный интерьер и обстановку современности.

Применение

В качестве пигмента

Применяется как синий пигмент с торговым названием «милори».

Впервые железная лазурь была случайно открыта красильщиком Дисбахом в Берлине и стала использоваться в качестве пигмента в 1704 году.

Цвет железной лазури изменяется от тёмно-синего к светло-синему по мере увеличения содержания калия. Интенсивный ярко-синий цвет берлинской лазури обусловлен, вероятно, одновременным наличием железа в различных степенях окисления, так как наличие в соединениях одного элемента в разных степенях окисления часто даёт появление или усиление цветности.

Тёмная лазурь жёсткая, трудно смачивается и диспергируется, в накрасках лессирует и, всплывая, даёт зеркальное отражение жёлто-красных лучей («бронзирует»).

Укрывистость тёмной железной лазури 20 г/м², светлой 10 г/м². Маслоёмкость 40—60 г/100г.

Железная лазурь в воде не растворима, неядовита, обладает высокой красящей способностью, светостойкостью и атмосферостойкостью.

Устойчива к нагреванию до 180 °C. Обладает стойкостью к кислотам, но легко разлагается даже самыми слабыми щелочами.

Железная лазурь, благодаря хорошей укрывистости и красивому синему цвету, находит широкое применение в качестве пигмента для изготовления красок и эмалей.

Также её применяют в производстве печатных красок, синей копирки, подкрашивания бесцветных полимеров типа полиэтилена.

Применение железной лазури ограничено её неустойчивостью по отношению к щелочам, под действием которых разлагается с выделением гидроксида железа Fe(OH)3. Она не может использоваться в композиционных материалах, имеющих в своём составе щелочные компоненты, и для окраски по известковой штукатурке.

В таких материалах в качестве синего пигмента, как правило, используют органический пигмент голубой фталоцианиновый.

Лекарственное средство

Также используется как антидот (таблетки Ферроцин) при отравлении солями таллия и цезия, для связывания поступающих в желудочно-кишечный тракт радиоактивных нуклидов и тем самым препятствует их всасыванию. Код АТХ . Фармакопейный препарат Ферроцин был разрешён Фармкомитетом и Минздравом СССР в 1978 году для применения при остром отравлении человека изотопами цезия. Ферроцин состоит из 5 % железо-гексацианоферрата калия KFe[Fe(CN)6] и 95 % железо-гексацианоферрата Fe4[Fe(CN)6]3.

Ветеринарный препарат

Для реабилитации земель, загрязнённых после Чернобыльской катастрофы, был создан ветеринарный препарат на основе медицинского активного компонента Ферроцин — Бифеж. Внесён в Государственный реестр лекарственных средств для ветеринарного применения под номером 46-3-16.12-0827№ПВР-3-5.5/01571.

Препарат Бифеж представляет собой Берлинскую лазурь (10 %), нанесённую на органический носитель — гранулы целлюлозы (90 %). Использование носителя упрощает дозировку в бытовых условиях.

В ходе начальных испытаний препараты с берлинской лазурью сокращали переход радиоизотопа Cs-137 из подножных кормов в молоко и мясо в 1,5–6 раз. Дальнейшие исследования показали, что ежедневное добавление 30 г препарата Бифеж к кормам снижает содержание радиоцезия в мышечной ткани коров, бычков и овец в 12—13 раз, во внутренних органах — в 25—90 раз, в коровьем молоке — в 10—20 раз. Использование более 500 тонн препарата Бифеж с 1993 по 2003 год позволило реабилитировать более 250 тыс. коров и очистить от радиоцезия более 500 тыс. тонн молока в России, Украине и Белоруссии.

Другие сферы применения

До того, как мокрое копирование документов и чертежей было вытеснено сухим, берлинская лазурь являлась основным образующимся пигментом в процессе светокопировании (так называемые «синьки», процесс цианотипии).

В смеси с маслянистыми материалами используется для контроля плотности прилегания поверхностей и качества их обработки. Для этого поверхности натирают указанной смесью, затем соединяют. Остатки нестёршейся синей смеси указывают более глубокие места.

Также используется как комплексообразующий агент, например, для получения пруссидов.

В XIX веке использовалась в России и Китае для подкрашивания спитой заварки, а также для перекраски чёрного чая в зелёный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector