Дионис

Дионис — мифология

Эллины почитали природу во всех ее проявлениях. Плодородие – важная часть составляющей жизни сельских жителей. Богатый урожай – это всегда хороший знак того, что боги благосклонны и благодушны. Греческий бог Дионис в мифах предстает веселым, но в тоже время своенравным и насылающим проклятья и погибель тем, кто не признает его. Мифы о Бахусе наполнены разнообразными чувствами: радостью, печалью, гневом и безумием.

Дионис и Аполлон

Конфликт между Аполлоном и Дионисом разные философы и историки интерпретируют по-своему. Аполлон – лучезарный и златокудрый бог солнечного света покровительствовал искусствам, морали и религии. Поощрял людей соблюдать меру во всем. И греки до прихода культа Диониса старались следовать законам. Но Дионис «ворвался» в души и осветил все неприглядное, те бездонные пропасти которые есть в каждом человеке и размеренные эллины начали предаваться разгулу, пьянству и оргиям, чтя великого Бахуса.

Две противоположные силы «светлая» аполлонистическая и «темная» дионисическая сошлись в поединке. Разум столкнулся с чувствами, так описывают борьбу двух культов историки. Свет, мера, жизнерадостность и наука против культа земли, заключающей в себе тьму мистерий с безмерным употреблением вина, принесением жертв, неистовых плясок и оргий. Но как нет света без тьмы, так и в этом конфликте родилось что-то новое и необычное – появился новый жанр искусства греческие трагедии о соблазнах и бездне человеческой души.

Дионис и Персефона

Дионис бог Древней Греции и Персефона – богиня плодородия, супруга Аида и вместе с ним властительница подземного царства в древнегреческой мифологии связаны между собой в нескольких сказаниях:

  1. Один из мифов о рождении Диониса упоминает Персефону как мать его мать. Зевс воспылал страстью к собственной дочери, обратившись в змея, вступает с ней в связь, от которой рождается Дионис. В другой версии, Дионис спускается в подземное царство и дарит миртовое дерево Персефоне, чтобы та отпустила его мать Семелу. Дионис дает матери новое имя Тиона и возносится с ней на небо.
  2. Персефона прогуливалась по лугу острова Перг в Сицилии и была похищена Аидом (Гадесом), в некоторых источниках Загреем (одно из имен Диониса) в царство мертвых. Безутешная мать Деметра долго искала юную дочь по всему свету, земля стала бесплодной и серой. Узнав, наконец, где ее дочь, Деметра потребовала у Зевса вернуть ее. Аид отпустил супругу, но перед этим дал ей съесть семь зерен граната, которые возникли из крови Диониса. В царстве мертвых нельзя ничего есть, но Персефона, на радостях, что ей предстоит вернуться, съела зерна. С этого времени, Персефона проводит весну, лето и осень наверху, а зимние месяцы в подземном мире.

Дионис и Афродита

Миф о Дионисе и богине красоты Афродите известен тем, что от их мимолетной связи родился безобразный ребенок. Сын Диониса и Афродиты был необычен и настолько уродлив, что красавица-богиня отказалась от младенца. Огромный фаллос Приапа постоянно находился в состоянии эрекции. Повзрослев, Приап пытался соблазнить своего отца Диониса. В Древней Греции сын бога виноделия и Афродиты почитался в некоторых провинциях как бог плодородия.

Дионис и Ариадна

Жена и спутница Диониса Ариадна вначале была брошена ее возлюбленным Тесеем на о. Наксос. Ариадна долго плакала, затем заснула. Все это время Дионис, прибывший на остров, наблюдал за ней. Эрот выпустил свою стрелу любви и сердце Ариадны воспылало новой любовью. Во время мистического бракосочетания голову Ариадны венчал венец, подаренный ей самой Афродитой и горами острова. В конце церемонии Дионис вознес венец на небо в виде созвездия. Зевс в качестве подарка сыну наделил Ариадну бессмертием, что возвело ее в ранг богинь.

Дионис и Артемида

В другом мифе о любви Диониса и Ариадны, бог Дионис просит Артемиду, вечно юную и целомудренную богиню охоты убить приглянувшуюся ему Ариадну, за то, что та сочеталась браком с Тесеем в священной роще, только так Ариадна могла стать его женой, через инициацию смерти. Артемида пускает стрелу в Ариадну, которая затем воскресает и становится женой бога веселья и плодородия Диониса.

Наука, преподанная сатиром

Справедливо полагая, что жена и впредь будет пытаться погубить Диониса, Зевс пошёл на крайнее средство – превратил его в козлёнка (хоть с рогами, но живой), и отправил к своим знакомым нимфам, которые надёжно спрятали его в одной из пещер. Проживали эти мифические существа в дальней местности, находившейся на территории современного Израиля.

И надо же так случиться, что это, казалось бы, необитаемое убежище выбрал своим жилищем один старый сатир – демон и ближайший друг пьяницы Вакха. Именно от него юный и ещё неискушённый в своём деле Дионис перенял секреты виноделия. А уж научившись творить этот дивный напиток, он пристрастился и к его употреблению, понятия не имея о каких-то там «умеренных дозах», якобы полезных для здоровья.

Очень скоро его душа, переполненная винными парами, потребовала простора, и, раскидав ветки, скрывавшие вход в пещеру, молодой, но не вполне трезвый бог шагнул в мир. Куда он вначале направил свои нетвёрдые стопы, сказать трудно, поскольку следы его присутствия нынешние археологи обнаруживают при раскопках древних городов Египта, Малой Азии, Сирии и даже Индии, где он помогал местным йогам погружаться в нирвану.

Дионис

Один из самых узнаваемых и любимых античных богов. Был внебрачным сыном Зевса и земной женщины Семелы. Гера, жена Зевса, прознав об этой связи, решила погубить Семелу, когда та вынашивала Диониса, и у нее это получилось. Однако сам Зевс не пожелал терять сына, зашил недоношенного ребенка себе в бедро, после чего благополучно родил его сам. Все детство и юность Гера пыталась убить Диониса, насылая безумие на его воспитателей, а затем и на него самого. Иными словами, у Диониса, как и у самого алкоголя, есть две стороны: светлая, связанная с веселыми пирами и темная, связанная с безумием и помешательством.

Рождение Диониса

Разобравшись кратко, бог чего в греческой мифологии Дионис (Вакх), следует рассказать и о его биографии. Тем более, что далеко не каждый бог Эллады может похвастать столь необычным происхождением.

Итак, история Диониса, бога вина и веселья, началась в славном городе Фивы. Именно там жила Семела — дочь местного правителя. Она была так красива, что Зевс в очередной раз не удержался перед искусом, влюбился в неё и нередко заглядывал в гости.

Гера, супруга неверного Зевса, долгое время терпела и смотрела на происходящее сквозь пальцы. Только когда Семела забеременела, она решила отомстить смертной, посмевшей занимать место в помыслах главы Олимпа. Проникнув к ней в покои, Гера приняла облик кормилицы Семелы и подговорила несчастную попросить Зевса предстать перед нею в истинном облике. А заодно научила, как заставить бога выполнить просьбу.

И когда герой-любовник навестил беременную возлюбленную в очередной раз, она упросила Зевса, выполнить его желание. А когда тот пообещал сделать это, потребовала, чтобы он поклялся водами Стикса — такую клятву не под силу нарушить даже богам. И уже после этого бедная Семела высказала желание — чтобы тот приял свой истинный, божественный вид. Зевс, связанный клятвой, не смог отказать ей и исполнил просьбу. Однако истинная мощь громовержца не предназначена для дворцов, построенных простыми смертными. В результате покои загорелись, а перепуганная Селена разродилась ранними родами (по некоторым данным сгорела живьем, но Зевс успел спасти младенца).

Дионис родился настолько слабым, что наверняка не выжил бы. Но Зевс не хотел потерять сына и зашил его в свое бедро. Лишь спустя несколько месяцев, когда ребенок подрос и окреп, бог извлек сына из бедра. Таким образом Дионис родился во второй раз — отсюда и одна из ипостасей греческого бога Диониса (Бахуса), называемая Дигон или рожденный дважды.

История создания

Греческий бог виноградарства занял собственное место в пантеоне богов довольно поздно по сравнению с остальными прославленными персонажами. Культ Диониса пришел в Грецию с фракийской или малоазийской территории. Первые упоминания о необычном боге датируются 14 веком до нашей эры — имя Диониса запечатлено на табличках критского письма.

Дионис

Долгое время греческая мифология принижала статус покровителя виноделов и фруктовых деревьев. Развитие культ получил только в 7 веке нашей эры. Изначально расслабленное и раскованное поклонение Дионису превратилось в безумство. Плутарх писал:

Ночные праздники, которые жители Греции посвящали обаятельному богу, превращались в устрашающие зрелища. В маленьких городах жрицы культа облачались в шкуры животных и поедали сырое мясо, прославляя имя Диониса.

Праздники в честь Диониса

Культурные центры Греции сохранили первоначальный посыл празднеств. Праздники Великие Дионисии проходили в конце марта. Выбранные народом певцы и актеры облачались в козлиные шкуры и разыгрывали драматические и комедийные сценки. Для подобных событий строили специальные театры Дионис. Одно из таких архитектурных чудес до сих пор расположено на юго-восточном склоне Акрополя.

Греки считали, что подарок Диониса, прозванный вином, дарует творческим людям вдохновение. Поэтому художники часто писали портреты и жанровые сценки, в которых участвовал бог. Покровитель растительности изображался как молодой и привлекательный юноша, окруженный сатирами и жрицами культа. Не реже Диониса рисовали уже взрослым мужчиной с густой бородой и роскошными локонами. Но в любом случае бога виноделия сопровождает веселая толпа.

Кто такой Дионис?

Дионис, бог виноделия, ворвался в размеренную жизнь греков со свойственным ему весельем, неистовством и безумием. Младший олимпиец имеет фракийское происхождение. Известен и под другими именами:

  • Бахус;
  • Вакх;
  • Старший Дионис;
  • Загрей;
  • Либер;
  • Дифирамб;
  • Ортос;
  • Хорей.

Дионис обладал следующими функциями и полномочиями:

  • отвечал за возрождение растительности весной;
  • покровительствовал земледельцам;
  • обучил людей ремеслу выращивания винограда и виноделию;
  • насылал безумие на тех, кто не хотел примкнуть к нему;
  • считается «отцом» театрального жанра трагедии.

Родителями бога вина и виноградной лозы считаются Зевс и Семела. Миф о рождении Диониса окутан страстями. Ревнивая жена громовержца Гера узнав, что Семела беременна, приняв вид ее кормилицы, подговорила упросить Зевса явиться в божественном обличьи. Семела при встрече с богом спросила готов ли он выполнить одно ее желание, и тот поклялся выполнить любой ее каприз. Услышав просьбу, Зевс вырвал еще недозревший плод из чрева возлюбленной и зашил в своем бедре, а когда пришел срок Зевс родил сына Диониса.

Культ Диониса в Древней Греции прозвали Дионисиями. Праздники сбора винограда величали малыми Дионисиями, сопровождавшиеся яркими представлениями с переодеванием, пением, питьем вина. Главные Дионисии проводились в марте – в честь возродившегося бога. Ранние версии празднества вакханалии проводились под покровом темноты и представляли собой дикие пляски менад в трансовом состоянии, ритуальные совокупления. Разыгрывалась Смерть Диониса бога в образе быка и жертвенное животное разрывали на части, ели теплое мясо.

https://youtube.com/watch?v=cNUt4e3Y2eo

Это интересно: 1135,Диоклетиано-константиновская реформа

Искусство войны. Последний викинг Харальд Суровый

До нас дошли сведения, что помимо охраны рубежей будущий конунг со своей дружиной помогал Ярославу в его походах на поляков.

Знакомство с Элиссив и отъезд в Византию

Варанги на службе у императора

Братом Харальда Сурового был Олав Святой — креститель Норвегии

Варяжская гвардия византийских императоров «варанга». Изображение из хроники XI века

Возвращение на Русь

Приблизительно в 1042 году Харальд с войском вернулся на Русь, где Ярослав вернул ему причитающиеся сокровища.

Со смертью Харальда связывают конец эпохи викингов

«Муза» Харальда Елизавета Ярославна

Так звучит литературный перевод одной из строф «Вис Радости»:

Трёндов было втрое

В бранном поле боле,

Но мы в буре битвы

Смерть владыка смелый,

Молод принял Олав.

Мне от Нанны ниток

Несть из Руси вести.

И дословный перевод того же отрывка:

Из греков в варяги

До нас дошли стихи Харальда, посвященные княжне Елизавете Ярославне

Рейд Харальда на датское побережье

Поход в Англию и смерть

Битва при Стамфорд-Бридже

Смерть Харальда в разгар сражения от стрелы знаменует собой закат целой эпохи — эпохи Викингов.

Основной миф о возникновении посоха Асклепия

В греческой мифологии посох Асклепия в первую очередь связывали с даром этого бога воскрешать умерших. Однако Эскулап не владел этой способностью изначально и даже не научился ей. По разным легендам, он каким-либо образом получал средства, позволяющие возвращать людей к жизни.

В легенде про посох критский царь Минос призвал Асклепия, чтобы тот воскресил Главка, сына царя. Мальчик бегал за мышью либо играл в мяч, пока не оступился и не упал в огромную бочку с мёдом. Выбраться Главк не смог и утонул. Его даже не смогли сразу найти.

Асклепий, услышав приказ царя, направился во дворец. Уже тогда бог врачевания опирался на своей неизменный посох, что поддерживал его во время пути. Вокруг палки обвилась змея, и, чтобы она не укусила, Асклепий убил животное.

Но пресмыкающееся недолго лежало мёртвым. Вскоре появилась другая змея, которая несла в пасти траву (по другим версиям цветок). На использовала растение, чтобы воскресить первую. Асклепий, наблюдая за всем этим, запомнил вид травы и нашёл его, затем применяя в своей практике. Так он смог помочь и Главку.

В другой версии легенды Минос силой принудил Асклепия помочь сыну. Он поместил бога врачевания под стражу и не отпускал, хотя тот сначала и не знал секрета воскрешения. Асклепий долго думал, как ему быть, и тут обнаружил, что его посох обвит змеей. По неизвестной причине, пресмыкающееся атаковало палку.

Мужчина убил животное, но та была спасена другой змеей. Та приползла и положила на голову убитой траву, оживляющую мёртвых. Асклепий же с помощью неё вернул к жизни Главка, а сам получил свободу и прославился как врач, которому не страшна даже смерть.

У легенды о посохе есть вполне рациональное объяснение. Вероятно, Главк испортил пищеварение слишком большим количеством мёда. Его исцелил врач, который получил целебную траву от другого лекаря по имени Дракон.

Немного об имени

Начнем с того, что древнегреческий бог Дионис имел в Элладе и иные имена — Вакх и Бахус. А вот в Риме его звали под другим именем — Либер.

Но, как и большинство богов, он имел не только настоящие имена, но и прозвища

Считалось, что лишний раз поминать бога не стоит, чтобы не привлекать излишнее внимание к своей скромной персоне. Чаще всего его называли:

  • Апатурием,
  • Дигоном (дословно — дважды рожденный),
  • Анфий,
  • Леней,
  • Кисс,
  • Ойнос (дословно — вино),
  • Флей,
  • Эгобол.

И это далеко не полный перечень прозвищ — на самом деле он куда обширнее. Видимо, эллины часто поминали бога, но избегали использовать настоящее имя бога Диониса лишний раз.

Атрибуты

Без атрибутов не обходится ни один уважающий себя бог с Олимпа. По ним исследователи легко понимают, какой небожитель изобретен на картине, отчеканен на монете или высечен в камне.

Разумеется, есть определенные атрибуты и у Диониса. Чаще всего его изображали с:

  • виноградной лозой,
  • тирсом (жезл), увенчанным сосновой шишкой,
  • плющом.

И каждый из этих атрибутов вовсе не случаен. С виноградной лозой всё понятно — из этих ягод делают вино. Сосновая шишка, украшающая собой жезл бога Диониса, тоже появилась не просто так. По некоторым данным шишки использовались в Элладе при производстве вина. Наконец, плющ по поверьям древних греков предохранял от опьянения. Неслучайно можно увидеть картины и барельефы, на которых пирующие надевают на головы венки, сплетенные из плюща.

Воплощения Диониса[править]

Существуют мифы о разных древних воплощениях Диониса, как бы подготавливающие его приход. Известны архаические ипостаси Диониса: Загрей, сын Зевса Критского и Персефоны; Иакх, связанный с Элевсинскими мистериями; Дионис — сын Зевса и Деметры <ref>Diod. Ill 62, 2-28</ref>. Согласно основному мифу, Дионис — сын Зевса и дочери фиванского царя Кадма Семелы. По наущению ревнивой Геры Семела попросила Зевса явиться к ней во всём своём величии, и тот, представ в сверкании молний, испепелил огнём смертную Семелу и её терем. Зевс выхватил из пламени Д., появившегося на свет недоношенным, и зашил его в своё бедро. В положенное время Зевс родил Д., распустив швы на бедре <ref>Hes. Theog. 940-942; Eur. Bacch. 1-9, 88-98, 286-297</ref>, а потом отдал Д. через Гермеса на воспитание нисейским нимфам <ref>Eur. Bacch. 556-559</ref> или сестре Семелы <ref>Ино Apollod. III 4, 3</ref>. Д. нашёл виноградную лозу. Гера вселила в него безумие, и он, скитаясь по Египту и Сирии, пришёл во Фригию, где богиня Кибела — Рея исцелила его и приобщила к своим оргиастическим мистериям. После этого Д. через Фракию отправился в Индию <ref>Apollod. III 5, 1</ref>. Из восточных земель (из Индии или из Лидии и Фригии) он возвращается в Грецию, в Фивы. Во время плавания с острова Икария на остров Наксос Д. похищают морские разбойники-тирренцы <ref>Apollod. III 5, 3</ref>. Разбойники приходят в ужас при виде удивительных превращений Д. Они заковали Д. в цепи, чтобы продать в рабство, однако оковы сами упали с рук Д.; оплетя виноградными лозами и плющом мачту, паруса корабля, Д. явился в виде медведицы и льва. Сами пираты, бросившиеся со страха в море, превратились в дельфинов <ref>Hymn. Hom. VII</ref>. В этом мифе отразилось архаическое растительно-зооморфное происхождение Д. Растительное прошлое этого бога подтверждается его эпитетами: Эвий («плющ», «плющевой»), «виноградная гроздь» и т. д. <ref>Eur. Bacch. 105, 534, 566, 608</ref>. Зооморфное прошлое Д. отражено в его оборотничестве и представлениях о Д.-быке <ref>618, 920-923</ref> и Д.-козле. Символом Д. как бога плодоносящих сил земли был фаллос.

На острове Наксос Д. встретил любимую им Ариадну, покинутую Тесеем, похитил её и на острове Лемнос вступил с ней в брак; от него она родила Энопиона, Фоанта и др. <ref>Apollod. epit. I 9</ref>. Повсюду, где появляется Д., он учреждает свой культ; везде на своём пути обучает людей виноградарству и виноделию. В шествии Д., носившем экстатический характер, участвовали вакханки, сатиры, менады или бассариды (одно из прозвищ Диониса — Бассарей) с тирсами (жезлами), увитыми плющом. Опоясанные змеями, они всё сокрушали на своём пути, охваченные священным безумием. С воплями «Вакх, Эвое» они славили Диониса-Бромия («бурного», «шумного»), били в тимпаны, упиваясь кровью растерзанных диких зверей, высекая из земли своими тирсами мёд и молоко, вырывая с корнем деревья и увлекая за собой толпы женщин и мужчин <ref>Eur. Bacch. 135-167, 680-770</ref>. Д. славится как Лиэй («освободитель»), он освобождает людей от мирских забот, снимает с них путы размеренного быта, рвёт оковы, которыми пытаются опутать его враги, и сокрушает стены <ref>616-626</ref>. Он насылает безумие на врагов и страшно их карает; так он поступил со своим двоюродным братом фиванским царём Пенфеем, который хотел запретить вакхические неистовства. Пенфей был растерзан вакханками под предводительством своей матери Агавы, принявшей в состоянии экстаза сына за животное <ref>Apollod. III 5, 2; Eur. Bacch. 1061-1152</ref>. На Ликурга — сына царя эдонов, выступавшего против культа Д., бог наслал безумие, а затем Ликург был растерзан своими же лошадьми <ref>Apollod. III 5, 1</ref>.

Фортуна, римская богиня удачи

В римской мифологии Фортуна была аналогом греческой Тихе. Она также была богиней изобилия и удачи.

Вот как говорит об этой богине Сенека: “О Фортуна (Фортуна), ревнуя к храбрым, распоряжаясь благами твоими, как ты несправедлив к добру!”

Тот же Сенека пишет: “Фортуна боится храбрых, а трусливых — подавляет”.

Древнеримская богиня Фортуна встречается у Сенеки и далее: Радуется ли кто царству? О, лукавое добро, сколько бед скрывается под твоим улыбающимся лицом! Как скала, которая своими выступами рассекает бескрайние просторы, и которую бьют волны даже тихого моря, так же величественная империя находится на виду у Фортуны”.

Еще цитата из Сенеки: Разве это дело, муж, усугублять горе плачем? Я думаю, что именно это царственно — встречать невзгоды, и, чем сомнительнее твое положение, тем более твердо нужно стоять, храбро и непоколебимо. Не по-мужски будет повернуться спиной к Фортуне”.

А вот еще: “Фортуна беспорядочно управляет делами людей, невидящей рукой распоряжается благами, взращивая худшее; даже чистые люди впадают в ужасную похоть. Жалкая бедность преследует чистых, а прелюбодей, сильный в зле, господствует безраздельно. Стремительная Фортуна не клянется в верности никому”.

И еще одна любопытная цитата Сенеки: Пожалейте мать, спокойно и терпеливо слушайте ее благочестивые молитвы, и чем выше боги превозносят вас, тем мягче они низводят падших. То, что дается страданиям, — это дар Фортуне . Так пусть ложе твоей целомудренной жены увидит тебя снова; пусть Лаэрт продлит свои годы, пока он не встретит тебя дома однажды более; и пусть твой сын станет твоим преемником”.

Неизвестный певец римской империи писал так: Какой бог соединил Фортуну и Немезиду в безоговорочном родстве? Кто велел жестоким богиням вести бесконечную войну? Одна приносит удачу и счастье в дом, но другая должна немедленно исправить его своим мрачным взглядом и дикой рукой разрушить его радость. Счастливым и процветающим было это жилище, ни потрясения, ни мысли о печали; какая была причина бояться Фортуны какой бы вероломной и непостоянной она ни была, в то время как Цезарь был благосклонен? Но ревнивая Фата вмешалась, и варварское насилие вошло в этот дом”.

Апулей в своем “Золотом осле” размышлял о том, что самым низким из возможных людей является тот, кто, будучи жертвой богини Фортуны, потерял свой статус. наследство и безопасность. Апулей полагал, что нельзя найти более убогого и презренного человека.

Почему у богини Фортуны завязаны глаза? Вот, что пишет по этому поводу Апулей в своем “Золотом осле”:

“У образованных людей древности были веские основания рассматривать и описывать Фортуну как совершенно незрячую. Эта богиня, как я размышлял, всегда одаривает своим богатством нечестивых и недостойных. Она никогда не прибегает к разумному выбору. Напротив, она предпочитает жить именно с теми людьми, от которых она должна была бы отвернуться, если бы у нее были глаза, чтобы увидеть всю их мерзость. Хуже всего, она покровительствует им, так что злой человек гордится своей честностью, в то время как, напротив, у явно невиновного человека оказывается дурная репутация”.

А вот, что писал о ней в своем произведении “О граде божьем” Августин Аврелий: “А на каком основании считается богиней Счастье? Ей построен храм, посвящен жертвенник и отправляется подобающий культ. Пусть бы, по крайней мере, чтилось что-то одно. Ибо какого блага может не быть там, где есть счастье? Зачем же тогда почитают и признают богиней еще и Фортуну? Разве Счастье одно, а Фортуна — другое? Потому говорят, что фортуна может быть и злой: счастье же не было бы и счастьем, если бы оно было злым. Но на самом деле мы всех богов того и другого пола (если они имеют пол) должны считать добрыми. Так говорил Платон, так говорят другие философы. Каким же образом богиня Фортуна является иногда доброй, а иногда злой? Или, может быть, когда она бывает злой, перестает быть богиней и превращается вдруг в злого демона? И потом, сколько есть таких богинь? Вероятно, сколько же, сколько и людей, одаренных фортуною, т.е., пользующихся доброй Фортуной”.

Чествование Диониса

В культурных центрах древней Греции проходили праздники во славу греческого бога вина и виноделия. Их организацию брали на себя власти города, и они продолжались целую неделю. В это время все дела в городе приостанавливались, узников выпускали на свободу, государственные органы не работали, повсюду царило веселье. Праздники проводились ежегодно в марте и получили название Великие Диониссии. Торжества начинались с того, что эллины из храма выносили изображение бога Диониса и весь город заполняла шумная толпа. У статуи божества днем пел хор мальчиков, а вечером начинались развлечения ряженых. Актеры надевали козлиные шкуры и показывали зрителям веселые сценки. Для их выступлений был специально возведен театр Дионис, часть этого архитектурного памятника сохранилась по сей день на одном из склонов Акрополя. Творческие люди считали, что вино – подарок Диониса дарует им вдохновение и помогает им в искусстве. Поэтому бог вина и веселья пользовался особым почтением у художников и поэтов, ему они посвящали многие свои произведения.

В самом начале, получив вино из рук Диониса, люди устраивали шумные праздники, на которых главными были смех и радость. Вино веселило душу, придавало сил и поднимало настроение. Но постепенно простое веселье стало необузданным. Алкоголь превращал ночные празднества в честь бога виноделия в страшные зрелища. Пьянство доводило греков до того, что они облачались в звериные шкуры, поедали сырое мясо и при этом славили имя Диониса. Расслабленность и раскрепощение превращалось в безумство. Пьянство вело к тому, что люди переставали слушать свой разум и часто танцы заканчивались кровавым зрелищем и вакханалией.

Жестоко поступал Дионис с теми, кто отказывался признавать в нем божественное начало. Таких греков неотступно преследовало безумие. Существует легенда, по которой царь Ликург, отвергший бога виноделия, в безумном порыве зарубил топором собственного наследника, в тот момент ему показалось, что он срубает виноградную лозу. Сошли с ума дочери царя Миния, а одна из женщин в Аргосе в приступе безумия стала пожирать собственного младенца.

Празднества в честь Бахуса

Этот бог был одним из самых популярных – как среди греков, так и у римлян. В честь Бахуса в Греции, а позднее и Риме проводились празднества, получившие названия вакханалий. Изначально торжества проводились ночью, и принять участие в них могли лишь женщины (их называли вакханками).

Особым ритуалом вакханалий было переодевание в шкуры животных или обнажение. Участники старались подражать поведению животных, предавались разгулу и пьянству.

Со временем вакханалии приобрели ещё большую популярность. Они стали проводиться пять раз в год, и на торжества допускались мужчины. Случаи насилия и преступности были обычным явлением во время празднеств.

В Риме к вакханалиям относились неоднозначно. Эти торжества были распространены на юге Италии, однако Сенат не одобрял подобные мистерии. Позднее участники вакханалий даже преследовались и подвергались наказаниям по всей строгости закона.

Но даже казни и массовые расправы с ними не смогли искоренить традицию вакханалий, что очень долго сохранялась в Древнем Риме. Само же слово “вакханалия” пережило эти праздники. Сегодня его используют даже в России, обозначая шумное разгульное веселье компании.


Питер ван Линт. Бахус, Церера, Прозерпина и Плутон

Бахус был одним из самых почитаемых богов, но в чём же крылся секрет его популярности? Я думаю, причина распространения культа бога была в его простоте. Бахусу не чужды были человеческие страсти и слабости, он проводил время с людьми, а его напиток дарит иллюзию беззаботности и веселья, к которым люди стремились во все времена.

Альтернативная версия происхождения

Многие ученые, изучающие эллинскую историю и конкретно мифологию, высказывают мнение, что в отличие от других богов Дионис был придуман родился не в Элладе, а был занесен с востока — возможно из Персии или других стран Ближнего Востока.

Такая точка зрения не случайна. Для большинства богов Олимпа характерно наличие определенных рамок, все они стремились отстраниться от хаоса, разрушения и безумия. Даже если среди них далеко не все были поборниками строгой морали (одни только любовные похождения Зевса чего стоят!), но сознательно впадать в безумие и буйство не стремился ни один из них.

Совсем иначе обстоит дело с Бахусом — он регулярно сознательно напивается и ведет себя подобно животному, что совершенно не поощрялось в среде эллинов — людей довольно сдержанных, а местами и откровенно чопорных. Так что, теория о том, что Дионис является пришельцем имеет определенные основания.

Изображения Ганимеда в искусстве

В искусстве Древней Греции Ганимед всегда выглядел как зрелый молодой юноша, прекрасный и стройный. С одной стороны, у него была достаточно развитая мускулатура, хотя всё же она была слабее, чем у атлетов. В качестве одежды обычно использовались накидка, часто на голову помещался заострённый фригийский колпак. Нередко Ганимеда сопровождали атрибуты пастуха – посох и собака. Ещё один популярный символ, уже как виночерпия – кубок или чаша.

Ганимед с орлом. Эрмитаж. Санкт-Петербург, Россия.

Самым частым мотивом произведений выступает похищение самого Ганимеда орлом-Зевсом. Также нередко встречаются изображения, где юноша уже прислуживает богам или же кормит орла из кубка. Эти мотивы сохранились и в работах более поздних эпох, на картинах художников.

Семейная жизнь

Несмотря на весьма неуживчивый характер и частые вспышки гнева, Дионис обзавелся супругой. Всем любителям эллинской мифологии хорошо знакомо имя Ариадны — той самой, которая помогла Тезею убить страшного Минотавра. Однако недальновидный герой обманул девушку, влюбившуюся в неё, и разбил ей сердце. Она даже хотела покончить с собой, сбросившись со скалы, но поблизости оказался шаловливый Дионис, греческий бог виноделия.

Влюбившись в девушку, он сделал её своей супругой. Вместе они прожили довольно долго, успев родить много детей. По разным данным их количество отличается — многие легенды сплетены, а их персонажи зачастую сливаются друг с другом. Но эксперты сходятся во мнении, что детьми Диониса и Ариадны являются:

  • Фоант,
  • Стафил,
  • Энопион.

С другими персонажами история не так однозначна, поэтому их имена не стоит и приводить, чтобы не было лишней путаницы.

Увы, век простых смертных недолог. А во времена Античности он был ещё более коротким. Ариадна скончалась во время родов. Тогда Дионис уговорил своего отца Зевса сделать несчастную женщину богиней, наделив её бессмертием.

Любопытно! В некоторых трудах встречается упоминание о том, что Ариадна не умерла, а была превращена в камень Персеем, воевавшим с Дионисом.

Впрочем, взбалмошный и развязный бог виноделия не отличался супружеской верностью. Поэтому были у него и дети на стороне. Например, сына Флианта его родила Арефирея, а Телета — наяда Никея.

Интересные факты

Мы привыкли видеть в этом Боге личность, которая была бы полностью поглощена земледелием и созданием терпких вин, но есть и менее распространенные, но боле захватывающие ведомости о его существовании:

Пиво также является творением Диониса
Гора в Мессении называется Ева, потому что именно этот клич воспроизвели окружающие Бога девушки, находясь у ее подножия.
Благодаря Дионису, осел считается священным животным. История такова: они с Гефестом отправились бороться с Гигантами, сидя на ослах

Животные издали жуткий рёв, который напугал даже огромных существ, тем сама прогнав их.
Чтоб сделать приятное своей жене Гере и отвлечь ее внимание от реального покровителя земледелия, Зевс подарил ей призрака в обличье Диониса.
Считается, что он изобрел первый плуг и самостоятельно вспахивал им землю.

Дионис – последний из двенадцати главным олимпийских Богов, тем не менее именно в честь него устраиваются самые яркие и веселые празднества. Происходит состязание комической и трагической поэзии, театральных постановок. На столах всегда много вина и закусок. В период вакханалий справляется много свадеб и все вокруг наполняется атмосферой веселья.

Йи-Ди и Восемь Бессмертных Пьяниц

Китайцы уже тысячи лет назад умели делать множество видов алкоголя: вина из меда и винограда, сладкую брагу «huangjiu» из гаоляна, проса, сорго, риса и прочих материалов. В более поздние времена они начали производить байцзю, самогон, который часто пили горячим. Китайские дворяне обожали вина, но пить просто так считалось дурным тоном, поэтому они устраивали своеобразные культурные встречи, на которых занимались поэзией, медитацией, и даже алхимическими опытами. Предполагалось, что хорошее вино не мешает, а только помогает во всех этих делах, и потому пить в этом случае не просто можно, но даже нужно. Однажды император Цзе из династии Ся, решивший удивить свою любимую наложницу, создал пруд, полный вина, и тот был настолько большим, что по нему мог плавать небольшой корабль.Чтобы оценить то, как и что пьют современные китайцы,стоит прочитатькнигу Мо Яня «Страна вина».

Неудивительно, что Китай располагал целым сонмом покровителей алкоголя. Главным божеством в этой сфере считаласьЙи-Ди,которая изначально была простой женщиной, жившей задолго до нашей эры. Она создала настолько прекрасное и совершенное вино из риса, что в конце концов получила статус настоящей богини.
Кроме Йи-Ди, китайцы почитали так называемыхВосьмерых Бессмертных Пьяниц. Все они также изначально были людьми, но пойдя по пути просвещенного даосизма и алхимии, стали бессмертными и великими. Каждый из них по отдельности покровительствует различным дисциплинам: врачеванию, литературе, магии, театру и так далее. Но всех их объединяет неуемная любовь к жизни и хорошей выпивке. Кстати, вы могли видеть отсылку к этим китайским святым в фильме «Пьяный мастер», где каждый из них олицетворял тот или иной стиль кунг-фу.

Нинкаси, Сирис и Сидири

Одна из первых найденных записей, оставленных человеком — это «Гимн Нинкаси», посвященный богине пивоварения. Фактически, эта глиняная табличка является поэтическим рецептом приготовления пива, и в этом нет ничего удивительного: шумеры буквально обожествляли его, так же как и зерно, из которого оно изготовлялось.

Кроме Нинкаси в древнем Междуречье почитались Сирис, которая была олицетворением пива как такового и Сидири, которая отвечала за удовольствие и радость от употребления хмельного. Все эти боги алкоголя — исключительно женские персонажи: шумеры считали, что только у женщины хватит терпения и ответственности, чтобы сварить правильное пиво.

Дионис в мифологии

Имя Диониса также связано с мифом о царе Мидасе. Как-то раз, обнаружив, что его наставник — мудрый Силен, исчез, бог неожиданно нашел его в гостях царя Мидаса. За возвращение любимого учителя Дионис предложил царю исполнить любое его желание.

Жадный царь изволил, чтобы всё, к чему он прикасался, превращалось в золото. Дионис выполнил его просьбу.

Однако в скором времени царь понял, что и еда, и вода, и люди, к которым он прикасается, становятся золотыми. Царь умолял Диониса вернуть всё на круги своя, он был готов отказаться от своего желания.

Бог смилостивился: Мидас окунулся в реке Пактол, и заклятье было снято. Дионис упоминается также в мифах о Пентее, Ликурге, Ампеле и других.

Это интересно: 1140,Дмитрий Дибров (биография)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector